Праздничная речь ко дню рождения Кэте Кольвиц

Дорогие гости!

Я рад Вас приветствовать на праздновании дня рождения Кэте Кольвиц.

Сегодня, 150 лет назад, 8 июля 1867 года, в Кëнигсберге, в столице Восточной Пруссии, родилась Кэте Кольвиц. Директор музея Кэте Кольвиц в Берлине, д-р Ирис Берндт, организовала поездку, чтобы отпраздновать день рождения Кэте Кольвиц в ее родном городе.

Когда родилась Кэте Кольвиц, Кëнигсберг был столицей Восточной Пруссии, восточной провинции Германского Рейха. После Первой Мировой войны Восточная Пруссия была отделена от остальной Германии, чтобы дать Польше проход к Балтийскому морю. Литва аннексировала Мемельскую землю.

После Второй Мировой войны Германия окончательно потеряла Восточную Пруссию. Она была поделена между Польшей, Россией и Литвой. История Восточной Пруссии – часть истории обеих войн. Именно поэтому Восточная Пруссия и ее столица Кёнигсберг особенно подходят для поиска ответа на вопрос: как установить мир во всем мире.

Госпожа Берндт попросила меня прочитать сегодня, здесь, в Берлине, доклад и предложила мне эту тему.

Интернациональное движение за мир, исследовательские институты мира, а также политические партии уже давно волнует вопрос о том, какустановить мир во всем мире. Существуют страстные пацифисты, которые выступают против войны, есть и реалисты, которые указывают на то, что мир в западном мире сохраняется около 70 лет благодаря так называемому «балансу страха», иначе говоря, благодаря НАТО. Они считают пацифистов мечтателями и сумасшедшими и требуют больше денег на вооружение, чтобы таким образом обеспечить мир. Изобретатель динамита, Альфред Нобель, пожалуй, тоже скорее реалист, учредил Нобелевскую премию мира за особые достижения в области укрепления мира. Премия присуждается ежегодно с 1901 года. Однако же на Земле до сих пор нет мира, и все больше людей понимают, что мир во всем мире просто необходим. 

Дедушка Кэте Кольвиц, Юлиус Рупп, писал в 1850-м году:

Друзей мира часто упрекают в том, что якобы они непрактичные мечтатели. Но всё совершенно наоборот, мир как раз является первейшим требованием здорового человеческого разума, одной из первых потребностей практической жизни; в то время, как романтические мечтания в тех домах на своём месте, где выступают против идеи мира народов. 

Идеи дедушки оказали сильное воздействие на Кэте Кольвиц, как мы узнаем далее.

Кэте Кольвиц родилась и выросла в Кёнигсберге. В 1891 году, в возрасте 24 лет, вместе со своим мужем, доктором Карлом Кольвицем, который тоже был восточным пруссаком, она переехала в Берлин и прожила тут со своим мужем 50 лет. Ее великие работы, сделавшие ее известной, появились в Берлине. Однако же Кёнигсберг наложил на нее отпечаток, и она чувствовала себя всегда связанной со своей родиной.

Когда я говорю «Кёнигсберг наложил на нее отпечаток», тем самым я хочу сказать, что идеи великого сына Кёнигсберга, Иммануила Канта (1724-1804), также оказали на нее большое влияние. 

Иммануил Кант, проживший всю свою жизнь в Кёнигсберге, опубликовал в 1795 году небольшую книгу под названием «К вечному миру. Философский очерк». 

В ней он объяснил, каким образом люди и народы могут и должны стремиться к цели всеобщего длительного мира. Основная идея Канта состояла в следующем: так, как каждое государство в своём внутреннем мире заботится о мире, также могли бы все государства образовать  государство народов (мировую республику) или, по крайней мере, союз народов и как принадлежащие одному государству жить все вместе в мире. 

История родного города Иммануила Канта и Кэте Кольвиц является, к сожалению, примером того, что происходит, когда мир во всем мире не удаётся установить. В конце августа 1944 года Кёнигсберг был разрушен в результате двух массированных налетов британских бомбардировщиков. 

В апреле 1945 года Кёнигсберг был взят штурмом советскими войсками, а в июле 1946 года его переименовали в Калининград. Сегодня там больше не живут немцы, однако же местные жители считают Иммануила Канта и Кэте Кольвиц своими земляками. Поэтому каждый год 22 апреля мы празднуем вместе с русскими друзьями Канта в восстановленном Кёнигсбергском соборе его день рождения и кладём цветы у его могилы. 

Таким же образом празднуется сегодня и день рождения Кэте Кольвиц. Этот факт, на мой взгляд, служит примером того, как можно установить мир во всем мире, когда прежние враги, немцы и русские, празднуют плечом к плечу в городе, который был почти полностью разрушен во время ужасной войны, день рождения великого философа и день рождения великого деятеля искусства, которые боролись за мир.

Когда мы говорим о том, как можно установить мир во всем мире, мы должны для начала понять, а что же такое мир. «Frieden» («мир») – это слово немецкого языка. Согласно этимологическому словарю Duden это слово происходит от староиндийского «priti-h» и старонемецкого «fridu», «радость, удовлетворение», это слово родственно прилагательному «frei» (свободный), средненемецкому «vri», английскому «free». Все эти слова восходят к индогерманским корням «prai» – «защищать, беречь; любить».

Другое значение – «забор, ограда», то есть обнесение оградой территорий, которые должны быть под защитой. Это ведет нас к следующим глаголам: «befrieden» («создавать защиту, огораживать»), «befriedigen» («удовлетворять») и «zufrieden» («довольный»). Согласно значению слова мир существует только на определённых территориях, а именно там, где он будет поддерживаться.

Русское слово «мир» объединяет оба аспекта мира на определенной территории, а именно во всем мире. «Мир» обозначает совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, земной шар, земля со всем существующим на ней, а также отсутствие ссоры, вражды, несогласия, а также лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство. 

Как мы видим, происхождение слова  «Frieden» («мир») из индогерманских корней показывает, что мир является в первую очередь внутренним, тем, который делает нас свободным, наполняет радостью и способностью радовать других и быть им другом. Внутренний мир даёт нам силы обращаться к внешнему миру и создавать и устанавливать мир на огражденных территориях. 

На основе какой веры или убеждения мы приходим к внутреннему миру, не играет никакой роли. Родители Иммануила Канта были бедными ремесленниками и строго верующими евангелическими пиетистами. Кант не перенял их веру, но он уважал их убеждения и поведение. Он писал:

Пусть говорят о пиетизме что угодно, но люди, относившиеся к нему серьезно, показали себя с самой лучшей стороны. Они обладали благородными человеческими качествами – спокойствием, веселым нравом, внутренним миром, который не нарушала никакая страсть. Они не боялись ни нужды, ни гонений; никакая распря не могла привести их в состояние враждебности и гнева.

Если человек полон спокойствия, веселья и внутреннего мира, это сразу видно, и такой человек буквально излучает это. В качестве примера я покажу Вам здесь изображения двух людей, живших несколько тысяч  лет назад. Первое – бюст фараона Рамзеса II, стоящий в Британском музее в Лондоне.

Каждый раз, когда я бываю в Лондоне, я хожу в Британский музей, стою у бюста Рамзеса II и рассматриваю его. В толпе посетителей музея это даёт мне чувство умиротворения.

Другой пример для меня – Будда. 

Будда – это означает «пробужденный» –  основал религию мира. Согласно его учению самым важным является побороть врагов в собственном внутреннем мире: ненависть, жадность и незнание. Одно из изречений Будды гласит:

Перед лицом ненависти твои враги никогда не создадут мир – отсутствие ненависти ведёт к миру. Это вечная правда. 

Другое изречение Будды гласит:

Мы всего лишь гости на этой земле, даже несмотря на то, что не все это знают. Те же, кто видит истинное положение, не желают больше распрей. 

Кант пришёл к похожим выводам, что и Будда, но другими путями. Согласно философии Канта каждый человек может достигнуть внутреннего мира, который пиетисты и также его родители смогли достигнуть благодаря религиозной жизни. Чтобы победило добро, Кант требует каждого побороть и победить зло в своём внутреннем мире.

Кэте Кольвиц познала идеи Канта через своего дедушку, Юлиуса Руппа, который родился в Кёнигсберге через пять  лет после смерти Канта, всю свою жизнь работал в Кёнигсберге и там же умер.

Юлиус Рупп изучал евангелическую теологию, философию и историю в университете им. Альбертус Кёнигсберга и стал проповедником в замковой церкви . Рупп хотел реализовать учения Иммануила Канта на практике и из-за этого конфликтовал с протестантской государственной церковью в Пруссии. Он потерял своё место проповедника и основал Свободную евангелически-католическую общину. В этой общине и выросла Кэте Кольвиц. Она писала о субботних собраниях общины, в которых она принимала участие:

Религиозной основой Свободной общины было чистое учение Христа. В философском смысле она смыкалась с Кантом. Члены общины встречались раз в неделю, доступ был свободный, на встречах обсуждались вопросы религии. Воскресные встречи состояли из проповедей Руппа, в которых он постоянно возвращался к нравственной свободе…

Свободная община не была сектой, а объединением свободных людей, которые хотели быть основой общности людей с хорошими побуждениями. Эта идеальная общность не имела ничего общего со старой церковной верой.

Перед Кёнигсбергским собором до сих пор стоит памятник Юлиусу Руппу с его рельефом, одна из первых рельефных работ его внучки Кэте Кольвиц.

На памятнике можно прочитать изречение Руппа:

КТО НЕ ЖИВЕТ ПО ПРАВДЕ, КОТОРУЮ ПОЗНАЛ, ТОТ САМ – ЗЛЕЙШИЙ ВРАГ ПРАВДЫ.

Юлиус Рупп считал учение Канта верным и жил согласно ему. Трактат Канта «К вечному миру» был для него практическим пособием мирной политики.

В 1850 году Рупп основал в Кёнигсберге первое немецкое общество мира. В те времена Германия ещё не была объединенной и состояла из 36 государств. Рупп показал политические возможности развития Германии, что подчеркивает его удивительную дальновидность; поэтому я хотел бы процитировать несколько предложений. На собрании Кёнигсбергского общества мира 13 ноября 1850 года он говорил:

Какое воздействие произошло бы, если бы Германия увидела своё призвание в том, чтобы представить в отношениях международного права идею вечного мира? … Посему предположим, что Германия, как это было в ранние времена, снова станет единой Германией, единым большим телом, все движения которого являются выражением одного и того же духа и стремления, и я утверждаю, что нет народа, который был бы более в состоянии действовать ради идеи всеобщего народного мира, чем наш немецкий народ.

Мы знаем, что в 20 веке, к сожалению, все пошло совсем по-другому. Но Юлиус Рупп предвидел и такую возможность в 1850 году. В его небольшом сочинении «Германия и  мир народов» дан подробный анализ тогдашнего положения и будущего Германии в Европе, поэтому Руппа можно даже назвать провидцем. Он писал:

… Если немецкий народ поймёт ценность свободы, то он снова укрепится изнутри благодаря уважению права, <…> снова поднимется к всеобщему стремлению и всеобщему сознанию, к политическому единению; либо его положение делает его самым опасным противником европейского мира народов, либо он станет непобедимым защитником оного. <…> В самом центре между славянскими нациями Востока и романскими нациями Запада, в сердце Европы, немецкий народ, когда освободится от своего патриотизма и потому не будет более испытывать желания господствовать, станет естественным арбитром и посредником во всех спорных вопросах тщеславия и захватничества. Другим народам судьба уготовила иные задачи; немецкому народу предназначено стать миротворцем.

Внучка Юлиуса Руппа, Кэте Кольвиц, пережила Первую и Вторую Мировую войну. В начале Первой Мировой она потеряла своего сына Петера, а во Второй Мировой – одноименного внука.

Но она не падала духом. Задачу миротворца она воплотила в своём искусстве. Ее несоизмеримое горе она изобразила в скульптуре «Скорбящие родители», стоящей у входа на кладбище немецких солдат Владсло в Бельгии, на котором и похоронен ее сын Петер.

То, что Иммануил Кант и ее дедушка Юлиус Рупп обосновывали умными словами, она обобщила одним рисунком на плакате: Никогда больше войны!

Против этого нет аргументов. Эта заповедь – обязанность в кантовском смысле, которую должен выполнять каждый человек.

Кэте Кольвиц умерла за несколько дней до окончания Второй Мировой войны, 22 апреля 1945 года. Ее день смерти, 22 апреля, является одновременно и днём рождения ее земляка Иммануила Канта. Для меня это совпадение не случайность, оно имеет символическое значение. Война и смерть – не конец всего. Падение Кёнигсберга тоже не конец; духовно Кёнигсберг живет в работах Иммануила Канта и Кэте Кольвиц дальше.

Дорогие гости, собравшиеся на празднование дня рождения! Вокруг нас сплошные войны: в Афганистане, Ираке, Сирии, в Восточной Украине. Новые формы войны – кибервойны, войны против террористов и террористические атаки в общественных местах, которые могут коснуться каждого из нас. Проведение мировой политики, стремившейся настойчиво и эффективно установить мир, за этим войнами не узнать.

Как мы должны действовать в этом положении? Должны ли мы распрощаться с надеждой, что мир во всем мире не установить? Кант был другого мнения. Далай Лама был тоже другого мнения. Он говорил:

Все религии обязаны вести людей к внутреннему и внешнему миру. Если мы хотим сделать этот мир лучше, нужно стать лучшими людьми. Удобного пути не существует. В наших врагах мы должны, прежде всего, видеть людей. … 

Истинный враг сидит в нас, а не извне. Внешние враги не долговременны – как и не между Китаем и Тибетом. Если уважаешь врага, то однажды он сможет стать другом. 

Напоследок я хотел бы процитировать ещё немного строк из сочинения Канта «Предполагаемое начало человеческой истории»:

Мыслящий человек испытывает скорбь, вполне могущую  превратиться в неведомую человеку немыслящему нравственную порчу: а именно – в недовольство управляющим всем ходом мирового процесса Провидением, и недовольство он испытывает, когда подытоживает те беды, которые столь сильно и (как кажется) без надежды на лучшее угнетают человеческий род. Между тем чрезвычайно важно быть довольным Провидением (хотя оно и предначертало нам столь тягостный путь в нашем земном мире): это важно отчасти для того, чтобы всегда сохранять мужество перед лицом трудностей, отчасти же для того, чтобы, возлагая вину за них на судьбу, мы не упускали из виду нашей собственной вины, которая, может статься, является единственной причиной всех этих бед, и чтобы мы не отказывались искать средство против них в самосовершенствовании.

Стать лучшим человеком, побороть внутренних врагов, с этого мы можем начать уже сейчас. Каждый из нас может практиковать это каждый день в повседневной жизни. Когда мы злимся на других людей и упрекаем за их повеление, например, когда кто-то проталкивается вперед в очереди, не нужно поддаваться злости по отношению к этому человеку, а наблюдать, что происходит внутри тебя и попытаться преодолеть эту злость. Если нам это удастся, то мы получим внутреннюю свободу и мир.

Если мы будем задумываться об этом и попробуем действовать по этому методу, то мы сможем узнать, как можно установить мир во всем мире.

8 июля 2017

Герфрид Хорст

© Перевод с немецкого Ольги Мелешкевич

Вам также может быть интересно:

Одиннадцатая кантовская поездка привела «Друзей Канта и Кёнигсберга» в Калининград. Наш автор Милан Процык в первый раз принял в ней […]

С 18 по 22 апреля в Калининградской области проходят международные Кантовские встречи. Они состоятся уже в 12-й раз. И будут, […]

Ностальгическое путешествие по местам, где не был почти семьдесят лет Гизела Пост уже давно живёт в США. В этой стране […]

В апреле 2013 г. Президент России Владимир Путин на встрече со профессорами и студентами Балтийского Федерального университета им. И. Канта […]

В брошюре, приложенной к диску с фильмом Маргарет фон Тротта «Ханна Арендт», напечатано краткое жизнеописание философа. Оно начинается со следующих […]

Meine Damen und Herren, liebe Freunde Kants!Дамы и господа, дорогие друзья Канта! Dies ist hier ein deutsch-russisches Treffen; deshalb gestatten […]

Кёнигсберг во времена Канта Какое-то особое очарование состоит в исследовании жизненных привычек личностей, которые поднимаются более или менее высоко над […]

Meine Damen und Herren, liebe Freunde Kants!Дамы и господа, дорогие друзья Канта! Dies ist hier ein deutsch-russisches Treffen; deshalb gestatten […]

Презентация к 140-летию со дня рождения кёнигсбергского архитектора Фридриха Ларса 11 июля 2020 г. была показана Андреем Портнягиным 20 июля […]

22 апреля 2019 года Герфрид Хорст вместе с Гретой Цойнер дали интервью радио Балтик плюс. Речь шла об обществе “Друзья […]

Nach oben scrollen