Одиннадцатая кантовская поездка привела «Друзей Канта и Кёнигсберга» в Калининград. Наш автор Милан Процык в первый раз принял в ней участие.
В своей речи Герфрид Хорст цитировал французского издателя и его любимое обозначение Канта: Канта не нужно называть «великим»философом, это и так понятно. Вполне достаточно назвать односложное имя – Кант – это благородно возводит его над дворянским достоинством.
Герфрид Хорст – председатель общества «Друзья Канта и Кёнигсберга» (www.freunde-kants.com), которое каждый год приезжает к 22 апреля (ко дню рождения философа) в Калининград. В этом году он говорил также много, интерес к обществу был большой. «Друзья Канта и Кёнигсберга» вспоминают о Канте в бывшем Кёнигсберге. С 2008 года они совершают ежегодные кантовские поездки, и в 2011 году они объединились в общество «Друзей Канта и Кёнигсберга». Я имел возможность в этом году впервые стать свидетелем, какое значение все ещё имеет имя из четырёх букв – всегда в регионе Калининград: когда я приходил слишком поздно на празднование дня рождения Канта в собор, меня не хотели сначала впускать. Когда я говорил «Кант», сразу пропускали. Кант был кодовым словом.
Около 50 участников прибыли в этот раз в Калининград, слушали доклады и принимали участие в обсуждениях. То, что путешествие было именно в Россию, стало понятно нам, ехавшим в автобусе, само позднее на границе: на польском и российском паспортном контроле внимательно изучались наши паспорта и визы – непривычное зрелище для немцев моего поколения. Возможно это было и из-за тяжелого бремени: санкции и антисанкции, Скрипаль и Сирия. Хорошо, что Кант и Кёнигсберг предлагают возможность для немецко-российского диалога.
Во время поездки меня удивило, какие плоды этот диалог уже принёс. В Веселовке (ранее-Юдтшен) находится старый пасторский домик в стадии реставрации. При активном участии д-ра Дирка Лояля, члена общества «Друзей Канта и Кёнигсберга», чьи предки происходили из Юдтшена, последовало восстановление этого исторически важного места (Кант был здесь домашним учителем после учебы). Историк-искусствовед Лояль предоставил своё всеохватывающее знание о Юдтшене и музейные экспонаты из личной коллекции, необходимые деньги для строительства – из Фонда президента России.
В другие местах также было видно сотрудничество. Например в историко-художественном музее Калининграда, которое предоставило на третий день поездки свои помещения для проведения кантовской конференции. Или в Курортном (ранее-Вонсдорф). Уроженец Калининграда Владимир Созинов посвятил себя восстановлению исторически значимой орденской башни. В беседке перед входом в башню в своё время сидели за чашечкой кофе землевладелец и позднее прусский министр барон Фридрих Леопольд фон Шрёттер, его отец и Кант.
Иммануил Кант умер в 1804 году. Через год после этого его друзья решили собираться каждый год на его день рождение. При этом была не только праздничная еда; каждый год готовился доклад по актуальной теме, который касался Канта. В 1814 году по предложению астронома Фридриха Вильгельма Бесселя появился и серебряный боб: он определял – был спрятан в пироге – докладчика на следующий год.
В этом году 22 апреля в день рождение Канта снова был так называемый «бобовый ужин». С «Бобовой речью» выступила калининградский деятель искусства, Нелли Смирнягина. Кант играл в ее работе центральную роль. Будем надеяться (чтобы ответить Канту): также и в будущем области.
В настоящее время существует традиция: каждый год 22 апреля во второй половине дня возлагаются цветы у могилы Канта. Его поздравляют с днём рождения. Почти так, как будто он ещё жив.
© 2018 Милан Процык
Источник: Кёнигсбергский экспресс, Milan Procyk “Ganz einfach Kant”. URL: http://www.koenigsberger-express.com/index.php?id_article=4067&kat=8
Перевод с немецкого – Ольга Мелешкевич