Михаэлю Вику – 90 лет!

Девятнадцатое июля 2018 года – это день 90-летия Михаэля Вика.

Михаэль Вик – уроженец Кёнигсберга, скрипач, писатель, свидетель времени. Кто он, можно узнать из информации в интернете, например, здесь на русском языке: https://www.livelib.ru/author/325517-mihael-vik , или здесь на английском: https://en.wikipedia.org/wiki/Michael_Wieck

Но гораздо больше о нём говорят его книги, особенно автобиография под названием «Zeugnis vom Untergang Königsbergs: Ein Geltungsjude berichtet», в русском переводе названная «Закат Кёнигсберга. Свидетельство немецкого еврея». В ней он ярко и впечатляюще повествует о том, сколько страданий ему довелось вынести – как сыну матери-еврейки во время господства национал-социалистского Третьего рейха, а после завоевания Кёнигсберга Красной армией – потому что в глазах советских победителей он был немцем. Он оказался в плену, болел, голодал.

Книга переведена на английский язык и в 2003 году и опубликована под названием: «A Childhood under Hitler and Stalin: Memoirs of a „certified“ Jew»

​На русском языке эта книга впервые была опубликована в 2004 году, в 2015 году переиздана во второй раз. Михаэль Вик присутствовал на презентации второго издания в Калининграде, по окончании выступления ему пришлось полтора часа подписывать книги для многочисленных слушателей и читателей, пришедших на встречу с автором. Многие калининградцы видят в нём фигуру, которая олицетворяет живую связь между старым Кёнигсбергом и сегодняшним городом. В калининградской прессе немало публикаций посвящены Михаэлю Вику:

В 2008 году, через шестьдесят лет после того, как он смог покинуть родной город и начать новую жизнь в Западном Берлине, Вик опубликовал книгу, которую можно назвать изложением его жизненной философии. Оригинальное название «Ewiger Krieg oder ewiger Friede? 14 Betrachtungen eines Betroffenen», в переводе на русский «Вечная война или вечный мир? 14 наблюдений одного пострадавшего».

На свою родину – или, скорее, в Калининград, который сегодня хранит в себе образ Кёнигсберга – Михаэль Вик впервые приехал в 1992 году, после того, как область была открыта для посещения иностранцами. С тех пор он неоднократно бывал в Калининградской области, вместе со своей женой Мириам выступал с концертами, подарил инструменты одной из музыкальных школ Калининграда. В 2008 он принял участие в первом «Кантовском путешествии» и выступил с докладом – это страстный призыв к миру. Текст доклада опубликован в рубрике «Поездки» на интернет-странице общества «Друзья Канта и Кёнигсберга»: (см. здесь)

В 2014 году в ходе седьмого кантовского путешествия он выступил с докладом на тему «Живо ли духовное наследие Иммануила Канта»? (см. здесь)

Михаэль Вик часто выступает на публичных мероприятиях как очевидец исторических событий, рассказывает о том, что ему довелось пережить при Гитлере и при Сталине, какие выводы он сделал из пережитого. Мать воспитывала его в Кёнигсберге в духе Канта. Но не только книги повлияли на формирование его собственной жизненной философии; сама жизнь привела его к установлению основных принципов, которыми он руководствуется – и которые, как он сам позднее заметил, во многом совпадают с учением философа Баруха Спинозы, труды которого Вик особенно ценит, но также совпадают и с учением Иммануила Канта. Так, в предисловии к своей книге «Вечная война или вечный мир» Михаэль Вик пишет:

В моих размышлениях я прихожу к удивительно простым выводам. Например: если хочется добиться мира, то нужно прежде всего побороть агрессию внутри себя самого. Деструктивная волна исходит от того человека, который более полон ненависти, чем другие. Человеку доброй воли не остаётся ничего иного, как всю свою жизнь сознательно выбирать противоположную тенденцию – быть более любящим – и постоянно прилагать усилия к поддержанию своего добросердечия. «Ненависть только усиливается, если отвечать ей тем же, однако любовь может её погасить», писал Барух де Спиноза в своём главном произведении «Этика».

Перед публикацией Михаэль Вик отправил рукопись своей книги «Закат Кёнигсберга. Свидетельство немецкого еврея» двоим друзьям-евреям. Когда они прислали ему свои примечания, он ответил на них письмом, которое было опубликовано как приложение к книге. В нём он пишет:

Отчего столь многим невдомёк, что войны и месть ведут лишь к эскалации зла и хаосу, что они не решают ни одной проблемы и не ведут к примирению? (Этим я не хочу сказать, что никогда не надо защищаться.) Но, прежде чем требовать чего-то от других, я должен быть готов сделать это сам. Я говорю о готовности отдавать, делиться, идти навстречу, прощать тех, кто образумился и раскаялся. Ибо я глубоко убежден, что сам ничем не лучше других и, если хочу содействовать добру, должен много работать над собой.

Эти мысли Михаэль Вик извлёк из собственного жизненного опыта, а не из книг (хотя он – настоящий книгочей, а многочисленные прочитанные книги интенсивно прорабатывает, снабжая их собственными комментариями). Его кёнигсбергский земляк Иммануил Кант, наблюдая за собственной жизнью, пришёл к схожим выводам:

Мыслящий человек испытывает скорбь, вполне могущую превратиться в неведомую человеку немыслящему нравственную порчу: а именно — в недовольство управляющим всем [ходом мирового процесса] Провидением, [и недовольство он испытывает],  когда подытоживает те беды, которые столь сильно и (как кажется) без надежды на лучшее угнетают человеческий род. Между тем чрезвычайно важно быть довольным Провидением (хотя оно и предначертало нам столь тягостный путь в нашем земном мире): это важно отчасти для того, чтобы всегда сохранять мужество перед лицом трудностей, отчасти же для того, чтобы, возлагая вину за них на судьбу, мы не упускали из виду нашей собственной вины, которая, может статься, является единственной причиной всех этих бед, и чтобы мы не отказывались искать средство против них в самосовершенствовании.
Иммануил Кант: Предполагаемое начало человеческой истории

В своём труде «Антропология с прагматической точки зрения» Иммануил Кант описал, как человек может приблизиться к мудрости:

Конечно, было бы слишком требовать от людей  мудрости как идеи законосообразно полного практического применения разума; но даже самую ничтожную степень ее никто другой не может внушить человеку; каждый должен извлечь ее из самого себя. Предписание, которое содействует достижению ее, заключает в себе три следующие максимы: 1) мыслить самому; 2) мыслить себя (в общении с людьми) на месте другого, 3) всегда мыслить в согласии с самим собой.

То, о чём Михаэль Вик пишет в своих книгах или постоянно рассказывает во время своих докладов, – это не пересказ чьих-то мыслей. Вик сам пришёл к этому познанию, применив три максимы мышления, названные Кантом. Его яркие и полезные книги заслуживают быть включёнными в школьные программы чтения. Книга «Закат Кёнигсберга…» могла бы занять достойное место в изучении истории, а книга «Вечная война или вечный мир»  должна стать материалом для чтения в курсе преподавания этики.

К 90-летию мы желаем Михаэлю Вику и всем нам, чтобы он продолжал ежедневно музицировать на своей скрипке и сохранять присущую ему бодрость духа. Михаэль Вик – это человек позитивного жизненного настроя, он всегда от души смеётся, полная невзгод юность в Кёнигсберге не смогла ожесточить его сердце. Музыка и смех – это отличные предпосылки для долго й и счастливой жизни. Это было известно и Канту, недаром он так говорил о пользе музыки и смеха для здоровья:

Напротив, музыка и повод к смеху представляют собой два вида игры с эстетическими идеями или же с представлениями рассудка, … которые могут благодаря одной лишь своей смене и, тем не менее, живо доставлять удовольствие. Этим они достаточно ясно показывают, что оживление в обоих [случаях] телесное, хотя оно и возбуждается идеями души, и что все почитаемое столь тонким и одухотворенным удовольствие оживленного общества — [вcero лишь] чувство здоровья, испытываемое благодаря движению внутренних органов, которое  соответствует этой игре. Не вынесение суждения о гармонии в звуках или остротах, … а повышенная жизнедеятельность в теле, аффект, который приводит в движение внутренние органы и диафрагму, — одним словом, чувство здоровья (которое без такого повода обычно и не ощущается) — вот что составляет удовольствие, которое находят в том, что можно помочь телу также через душу и использовать ее в качестве исцелителя тела.
Иммануил Кант, Критика способности суждения, § 54. Примечание

От имени общества «Друзья Канта и Кёнигсберга e.V.“ мы сердечно поздравляем нашего члена Михаэля Вика с днём рождения!

ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ КАНТА И КЁНИГСБЕРГА

Герфрид Хорст
Председатель

Марианне Мотерби
Зам. председателя

Перевод на русский язык: Светлана Колбанёва, член правления

Вам также может быть интересно:

Светлана Колбанёва, переводчица Году в 2017 я получила от знакомого калининградского историка Дениса Дунаевского письмо, содержание которого обладало для меня […]

Человека, благодаря которому был восстановлен Кафедральный собор, похоронили на военно-мемориальном кладбище в Медведевке. Отпевание состоялось в храме Александра Невского. Перед […]

5 августа 2019 года наступила заключительная третья неделя юбилейной десятой международной юридической Летней школы «Международное и европейское право», которая проводится […]

Гражданин мира Иммануил Кант мало что знал об окружающем мире из собственного опыта, ведь, как известно, он не любил путешествовать. […]

Я впервые в Кёнигсберге, и все же чувствую себя здесь как дома. Ведь предки моей семьи родом из Балтики, они […]

Мне очень приятно иметь честь читать доклад в этом месте к 284-летию со дня рождения Иммануила Канта. Его философские труды […]

1. Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в Кенигсберге и умер там же 12 февраля 1804 г. Он дожил […]

Если Кант, то только в муке высшей честности без интеллигибельной лености и без моральной трусости, поскольку именно они, по Канту, […]

Перевод с немецкого: Светлана Колбанёва На мой взгляд, важно, чтобы труды Канта, не являясь, может быть, центром музея, всё же […]

Scroll to Top