Пустота и восемь часов Канта: в Веселовке открылся пасторский домик

В четверг в поселке Веселовка под Черняховском открылся знаменитый «домик Канта». История его реконструкции началась в 2015 году, когда на стене полузабытых руин обнаружилась философское изречение «Кант лох». Надпись сделала домик знаменитым на весь мир и привела к выделению на реконструкцию денег аж из президентского резервного фонда. От судьбоносного граффити до открытия нового музея прошло три года. Из хлипкобокой лачуги здание превратилось в респектабельный домик пастора. В середине лета пресс-служба областного правительства сообщала, что реставрация давно закончена. Но с открытием решено не торопиться. В день торжественной церемонии стало понятно почему — несмотря на презентабельный экстерьер, «домик Канта» по-прежнему напоминает лишь некий «пробник» музея, и торопиться туда туристам пока ни к чему.

Через дорогу от старого пасторского домика, аккурат у ограды поселкового кладбища, скромно переминается с ноги на ногу Веселовка. Подойти ближе местные не решаются, вдруг прогонят? Все ждут губернатора Антона Алиханова, перед музеем натянута красная лента, на обманчиво бархатных подушках лежат обманчиво золотые ножницы и старательно создают торжественную атмосферу.

«Интересно, какой он? Молодой, как по телевизору?» — мысли веселовцев блуждают где-то вдали от Иммануила Канта. К домику местные жители изначально проявляли мало интереса — ну, стоит халупа у погоста, кого этим удивишь? За реконструкцией веселовцы тоже не следили: «Мы не ходим сюда, далеко от [основной части] поселка. Если только мимо, когда к кладбищу. Когда бабушка (прежняя хозяйка дома) жила, еще смотрели. А так больше не ходили никогда», — признаются они.

Пока от факта наличия философского домика Веселовке досталось только три бонуса — открытие кафе, четыре новых рабочих места и обещание отремонтировать в конце концов грунтовку к поселку. «Нам выгоду этот домик никакую не принесет. А туристы и раньше приезжали, из Германии. Целыми автобусами. Но что тут было — стыдно было им в глаза смотреть», — вздыхают поселковые.

Чувства острого стыда «домик Канта» больше не вызывает, реставраторы со своей задачей прекрасно справились. Как и было обещано, гордостью экспозиционного первого этажа стали три старые немецкие печи. Они были собраны из пяти, купленных у жителей Черняховска, Советска и Гусева. До войны дом обогревали восемь таких печек, но все они были утрачены в советское время. Реставраторы заморочились настолько, что все три установленные в музее печки в рабочем состоянии. «Я бумагу поджигал специально, все в порядке», — говорит глава региональной Службы охраны памятников Евгений Маслов.

Работы здесь вела «Специальная Научная Реставрационная Проектно-Производственная Мастерская» из Москвы. Подрядчик снизил стоимость контракта работ до 31,3 млн рублей. Первоначальная сумма закупки составляла 46,3 млн рублей. Одним из самых дорогостоящих объектов стала электроподстанция, которой должно хватить на весь будущий комплекс с запасом. Она обошлась в 5 млн рублей.

Качество реставрационных работ — главное, но, к сожалению, единственное, что по-настоящему радует в «домике Канта». Хоть чем-то заполнен только первый, экспозиционный этаж. «Хоть что-то» — это в основном книги и картины. Хотя ИХМ тут винить особо не в чем — Кант оставил благодарным потомкам исключительно духовное наследие.

«В мире нет музеев Канта и не сохранилось мест, где он реально бы был. В Германии есть только пряжка и маленькая прядь волос — это все, что от него осталось. И книги. И поэтому если мы открыли дом, где он ходил здесь ногами, это уже, считайте, вклад в европейскую культуры», – Сергей Якимов, директор областного Историко-художественного музея.

В одной из витрин выставлены предметы, найденные в ходе реставрации. «В Первую мировую войну здесь кратенько русские солдаты пробегали. А это уже котелок бойца Красной армии, который еще на финскую войну ходил», — продолжает блиц-экскурсию Якимов.

Из интерактивных радостей музей предлагает посетителям увлекательную игру «Знаете ли вы биографию Канта». В нее и предложено сыграть Антону Алиханову. В одиночку сражаться с жизнеописанием философа губернатор не рискует. В итоге чиновники и гости совершают коллективное усилие, перед имеющимися в команде кантоведами интерактив пасует.

Зайти на мансардный этаж стоит разве что из любопытства. Во-первых, дом неоднократно перестраивался, так что духом Канта там и не пахнет. Во-вторых, единственное развлечение, которое доступно вскарабкавшимся по роскошной аутентичной лестнице посетителям, — ряд стульев и телевизор. На экране — черно-белый французский фильм «Последние дни Иммануила Канта». Всего по кругу тут крутятся 8 часов кино про философа. Тем, кто не готов к интеллектуальному киномарафону, остается любоваться на элементы фахверка, тщательно восстановленные в двух комнатах мансарды.

Единственный свидетель кантовских времен — подвал строения. Только его не затронули перестройки пасторского домика. Он пока совершенно пуст — голые стены с великолепно восстановленной кирпичной кладкой украшают только совсем не аутентичные радиаторы. Поэтому по подземной части музея экскурсия скачет галопом.

Уже сегодня любой, кто отважится отмахать половину области и заплатить 80 рублей за вход, может оценить новый музей. Хотя разумно будет подождать еще полгодика. Музейщики обещают, что к апрелю 2019-го здесь «все будет совершенно по-другому». И признают, что все их усилия пока были направлены лишь на контроль над реставрацией.

«Мы только начали создавать какую-то временную экспозицию. Ведь музей начинается с экспозиции, её надо продумать. Главная идея, которую мы хотим здесь реализовать, — Кант как педагог. Вот его идея, что дети воспитываются не для настоящего, а для будущего, его философия педагогики, не только с подростками, детьми, а с населением, странами, взаимоотношениями между странами — вы не волнуйтесь, все это будет создано. Вы приедете к юбилею в следующем году, когда мы будем в апрельские дни отмечать очередную годовщину Канта — здесь уже все будет по-другому», — говорит Якимов.

Но полноценным объектом притяжения «Домик Канта» если и станет, то куда позднее. Дело в том, что от идеи восстановить два соседних хозяйственных флигеля, поселить туда конференц-залы, образовательные помещения для БФУ им. И. Канта и студенческую столовую никто не отказывался. Палаточный лагерь тоже маячит где-то в далекой перспективе. Точнее, в планах на 2024 год, когда мир будет отмечать 300-летие со дня рождения философа.

Деньги на остальные очереди «философской деревни» планируется получить европейские. «Мы подались в европейский проект приграничного населения. В декабре конкурс будет подведен. Я думаю, что мы выиграем, потому что участвуют два университета — Гданьский и наш — и два учреждения культуры. То есть шансы очень высокие у этой истории», — отмечает Якимов.

Когда довольные преображением чиновники рассаживаются по машинам, «домик Канта» штурмом берет любопытная Веселовка. Музей они сегодня посещают в первый и, вероятнее всего, в последний раз.

Источник: Новый Калининград, Алла Сумарокова: Пустота и восемь часов Канта: в Веселовке открылся пасторский домик, URL: https://www.newkaliningrad.ru/news/community/19831267-pustota-i-vosem-chasov-kanta-v-veselovke-otkrylsya-pastorskiy-domik.html

Вам также может быть интересно:

Что может побудить англичанина написать книгу о Восточной Пруссии? Ведь она находилась на противоположном от моей родины краю Европы. На […]

Перевод с немецкого: Светлана Колбанёва На мой взгляд, важно, чтобы труды Канта, не являясь, может быть, центром музея, всё же […]

В предисловии к своей первой изданной работе, датированной Кантом его 23-м днём рождения, т.е. 22 апреля 1747, Кант, проявляя необычную […]

Д-р Алексей Круглов собрал разные цитаты Канта по теме Россия и россияне и представил на конференции во время кантовской поездки […]

Кёнигсберг во времена Канта Какое-то особое очарование состоит в исследовании жизненных привычек личностей, которые поднимаются более или менее высоко над […]

Из-за коронавируса отменена ежегодная встреча в Калининграде почитателей философа. Это стало уже традицией. Каждый год в апреле к нам приезжают […]

«С появления двух евреев – они были врачи – началась в 1540 году жизнь этой общины [еврейской общины в Кенигсберге], […]

Иммануил Кант не был медиком, однако болезнями интересовался. Что сказал бы философ о нынешней ситуации в мире? …

История – это больше, чем история нового времени. Она охватывает многие поколения и имеет долгую память. Так и история Пруссии […]

Речь Бобового короля юрист-асессора Клауса М. фон Койслера, прочитанная им в Кёнигсберге / Калининграде 22 апреля 2013 года Русская оккупация […]

Scroll to Top