I. Введение
20 октября 2014 года наступaeт трёхсотлетие со дня основания личной унии между курфюршеством, ставшим позднее королевством Ганновер, и королевством Великобритания. Для изучения истории Вельфов взоры в данное время направляются обычно на Запад. Oднако я хотел бы вместе с вами посмотреть в другую сторону света и поискать следы истории Вельфов на востоке Европы. Из-за чего? Во время визита в 2011 году мастер строительного дела по кафедральным соборам – Игорь Александрович Одинцов – провел экскурсию и обратил наше внимание на недавно реконструированную эпитафию. После расшифровки латинской надписи оказалось, что эта эпитафия посвящена Анне Марии фон Брауншвейг-Каленберг. Эта фамилия уже встречалaсь мне в моей профессиональной деятельности, тогда речь шла о родившейся в 1532 году в Ганноверш-Мюндене дочери Елизаветы фон Каленберг-Гёттинген. Анна Мария фон Брауншвейг-Каленберг была второй женой герцога Прусиии Альбрехта; она умерла в 1568 году в Кёнигсберге. Oт eе матери Елизаветы фон Каленберг-Гёттинген исходит полоса к Allgemeiner Hannoverscher Klosterfonds (Всеобщий Ганноверский Mонастырский Фонд), большой, существующий и сегодня фонд, под управлением Klosterkammer Hannover (Монастырской Палаты Ганновера), в руководстве которой я состою. Мне стало интересно: существуют дальнейшие связи Вельфов с Кёнигсбергом? На этот вопрос я постараюсь ответить в сегодняшнем докладе.
II. Обзор истории Вельфов.
Для того чтобы локализовать объект исследования, сначала необходимо представить обзор истории рода Вельфов. Изначально франкский дворянский род известен с конца восьмого столетия. Свое происхождение он ведет из области между реками Маас и Мозель. Он был тесно связан с королевским родом Каролингов. Вельфы в 9 веке владели обширными областями в Верхней Швабии. По мужской линии род закончился в 1055 году смертью Вельфа III, герцога фон Кернтена и маркграфа Веронского. После этого его мать Имица/Ирменгард фон Люксембург позвала в Швабию внука, сына своей дочери Куницы (Кунигунды) и дворянина из Верхней Италии Альберта Аццо (д’Эсте), Вельфа IV, и передала ему вельфское наследство. От Вельфа IV исходит происхождение всего родa Младших Вельфов. С 1070 по 1180 годы (с перерывами) из этого рода исходят герцоги Баварии, с 1137 по 1180 годы – герцоги Саксонии, а с 1235 года – герцоги Брауншвейга-Люнебурга. В 1692 году линия, правившая в удельном княжестве Каленберг-Геттинген, взошла на престол курфюрстов Ганновера; в 1714 году она унаследовала от рода Стюартов трон Объединенного королевства Великобритании и Ирландии, который занимала до 1901 года как Ганноверская династия. Курфюршество Ганновер на Венском конгрессе 1814 года было провозглашено Королевством Ганновер. Британские монархи управляли им до 1837 года по личной унии, после этого – до аннексии Пруссией в 1866 году – оно перешло во власть вернувшейся в Германию ветви английского королевского дома. Более древняя линия правила в княжестве Брауншвейг- Вольфенбюттель, которое в 1814 году стало герцогством Брауншвейг. После того, как эта линия прервалась, в 1884 году брауншвейгский трон перешел к ганноверской линии, жившей в австрийской эмиграции, но она смогла его занять лишь в 1913 году, и продержаться до ноябрьской революции 1918 года. Таким образом, Вельфы достигли своего пика власти сначала в Священной Римской империи в 12 столетии, будучи противниками династии Штауфенов, а затем в 18 и 19 веках в качестве королей Великобритании и Ирландии. Они являются, наряду с Капетингами, самым древним из существующих родов высшего дворянства Европы. III. Вельфы в Кёнигсберге После этого краткого обзора истории Вельфов я бы хотел представить вам трех представителей этого рода, чья жизнь и деятельность тесно связана с Кёнигсбергом.
III.1 Лютер фон Брауншвейг
Первым Вельфом, встречающимся нам в Кёнигсберге при хронологическом рассмотрении, был Лютер (также Лудер или Лотар) фон Брауншвейг. Он был рожден в 1275 году и приходился младшим сыном герцога Альбрехта фон Брауншвейг-Люнебурга и его второй жены Аделаиды фон Монферрат (умершей в 1285 г.). С 1331 года он являлся великим магистром Немецкого ордена. Поскольку его семья всегда дружественно относилась к Ордену – в 1240 году его дед, а в 1265 году его отец приняли участье в прусских сражениях братьев Ордена – Лютер фон Брауншвейг вступил в Орден в 1287 году. В 1297 году он впервые упоминается в Пруссии, между 1308 и 1312 годами он был комтуром Голлуба, в то время одного из наиболее значимых командорств Хелминской земли. В 1313 году Лютер становится хаускомтуром Мариенбурга и, наконец, с 1314 по 1331 – великим оружейником Немецкого ордена и тем самым одновременно комтуром Кристбурга, находящегося в области прусских поселений. Комтурство простиралось с юга вдоль берега Вислы и вдоль Вислинского залива. Лютер основал там несколько деревень и преобразил старые поселения. В 1326 году он основал город Гильденбург. Кристбург, Дойч-Эйлау и Заальфельд приобрели благодаря ему улучшенные грамоты, то есть права городов. Во время его правления в комтурство вошли обширные области, позднее объединенные в командорство Остероде (1329). 17 февраля 1331 года Лютер фон Брауншвейг был выбран великим магистром Немецкого ордена. В этом качестве он поддерживал колонизацию земель, но сам почти не предпринимал поездок. Он был инициатором основания кафедрального собора Кёнигсберга в его сегодняшней форме. В 1327 году предшественник Лютера фон Брауншвейга, великий магистр Немецкого ордена Вернер фон Орсельн, передал епископу земельный участок на восточном крае острова Кнайпхоф на Прегели для строительства собора. Около 1330 года началось строительство на новом месте, сначала это была церковь с толстыми стенами, ходом по внутренней стороны стены и другими оборонительными сооружениями. Но немецкий орден не позволил, чтобы совсем рядом с Орденским замком возникла еще одна крепость, и прервал строительство. 13 сентября 1333 года епископ и великий магистр подписали договор между Орденом и Церковью, который позволил возобновить строительство собора, который должен был стать только культовым зданием без оборонительных функций. Эта дата считается днем основания Кёнигсбергского кафедрального собора. Лютер фон Брауншвейг лично присутствовал на его освящении. Он умер 18.04.1335 г. Согласно его последней воле, его похоронили в Кёнигсбергском кафедральном соборе. Там находилась его могила вплоть до разрушения собора в 1944 году.
Лютер фон Брауншвейг не только проводил колонизацию земель, но и поддерживал развитие духовной поэзии в землях Ордена. Он и сам написал немецкоязычное, не сохранившееся сочинение, легенду о Св. Варваре. По его заказу священник Николаус фон Ерохин начал стихотворный перевод на немецкий язык латинской орденской хроники Петера фон Дусбурга.
III.2. Анна Мария фон Брауншвейг-Каленберг
Наш второй рассказ будет об Анне Марии Брауншвейг-Люнебург. Она родилась 23 апреля 1532 года в Ганноверш-Мюндене. Ее отцом был герцог Эрих I фон Брауншвейг-Люнебург (1470–1540), а матерью – Елизавета фон Брауншвейг-Люнебург (1510–1558), дочь Иоахима I, курфюрста Бранденбургa (1484-1535) и сестра Иоахима II фон Бранденбург (1505 -1571). 17 марта 1550 г. Анна Мария фон Брауншвейг-Люнебург вышла замуж за маркграфа Альбрехта I фон Бранденбург-Ансбах (1490–1568), после смерти в 1547 году его первой жены Доротеи Датской, брак с которой не привел к рождению сына-наследника. Альбрехт, с 1511 года бывший последним великим магистром Немецкого oрдена, перешел в 1522/23 гг. в лютеранство, упразднил в 1525 г. Тевтонский орден в Пруссии и превратил орденские земли в переходящее по наследству герцогство под сюзеренитетом Польши. Он умер, так же, как и его жена, 20 марта 1568 г. В браке у них родилась дочь Елизавета (1551–1596), и сын, наследник Прусского Герцогства, Альбрехт Фридрих (1553–1618). Сын их сначала был несовершеннолетним, затем душевнобольным, но первое время благодаря ему сохранялась преемственность прусского герцогского дома. Из-за его недееспособности регентство в герцогстве Пруссия перешло с 1577 года к Георгу Фридриху фон Брауншвейг-Ансбах в качестве наместника. Эпитафия Анны Марии фон Брауншвейг-Каленберг находилась на южной стороне хоров кафедрального собора. Ее реконструкция послужила, как было упомянуто выше, поводом для этого доклада. Эпитафия Доротее Датской была выполнена также в мастерской Корнелиса Флориса в Антверпене. Латинская надпись отражает ее биографию и прославляет ее качества, здесь в переводе приводится ее отрывок: «Здесь же покоится герцога Альбрехта мирно супруга. Урна хранит в себе прах этих светлейших особ. Родом из Вельфов семьи, благородство и славу их помня, Доброе имя себе в жизни стяжала она. И добродетель, и блеск дел ее в прежние годы Стали наградою ей и украшеньем ее. Фульда и Везер могли насладиться событием славным: И как Саксонии князь, отец ее Эрих-храбрец И как Элизабет, мать, дочь Иоахима, гербами С герцогом нашим сплелись и породнились навек … И в тот же день, что и он, покинула вслед за супругом Мир сей супруга его, коей он мир озарил…» Анна Мария фон Брауншвейг-Люнебург заслуживает здесь упоминания и по еще одной причине: она была на редкость образованной женщиной.
Она получила классическое образование в области древних языков, теологии и медицины, разбиралась в художественных и духовных вопросах и ценила общение с образованными мужами своего времени. Уже ее мать Елизавета фон Брауншвейг-Люнебург была не чужда писательскому искусству. Она вела обширную переписку со своим зятем Альбрехтом Прусским и опубликовала, помимо прочего, в 1545 году книгу o руководствe по управлению государством для своего сына Эриха II («Наставление и предписание наше, милостью Божией, Елизаветы, урожденной маркграфини Бранденбурга и проч., герцогини Брауншвейга и Люнебурга и проч., вдовы, которое мы, исключительно из материнского доброжелательства и верного сердца составили для нашего высокородного князя, господина Эриха, для дружеского и полезного его наставления и благорасположения»), а в 1550 году – книгу о супружестве для своей дочери Анны Марии («Материнское наставление для Анны Марии, герцогини Прусской»). Следуя этой традиции, Анна-Мария фон Брауншвейг-Каленберг написала в 1563 году руководство по управлению государством для своего сына Альбрехта Фридриха («Княжеское зерцало, повествующее о том, как христианский князь и господин, соответственно своей должности и своему сословию, должен относиться к Богу и к миру во время всей своей жизни»). Причём это содержание, вероятно, было навеяно идеями придворного духовного лица. Учитывая недееспособность Альбрехта Фридриха (см. выше), практическая польза этих рекомендаций была небольшой, речь шла о том, чтобы ознакомить публику с самосознанием, собственными властными притязаниями и собственным статусом их составительницы.
Самосознание ее проявлялось и в том, что у Анны Марии фон Брауншвейг была собственная небольшая библиотека, насчитывавшая около 60 томов. Среди них особого внимания заслуживают 20 томов так называемой серебряной библиотеки. Речь идет о трудах отцов Реформации, в особенности Лютера и Бренца, но среди них было и вышеупомянутое руководство по управлению государством Елизаветы фон Каленберг ее сыну Эриху II. Книги эти находятся полностью в серебряных окладах. На них изображены среди прочего библейские и аллегорические сцены, они великолепно демонстрируют высокий уровень работы мастеров по золоту и серебру 16 века. Стоит упомянуть, что библиотека подробно описана в труде Швенке и Ланге 1894 г. В 1828 г. серебряная библиотека была передана в Кёнигсбергскую дворцовую и университетскую библиотеку. Большая часть ее сегодня сохранилась в университетской библиотеке Торуни.
III.3 София Шарлотта фон Брауншвейг-Люнебург
София Шарлотта фон Брауншвейг-Люнебург родилась 20.10.1668 г. в замке Ибург близ Оснабрюка. Она была единственной дочерью Софии фон Пфальц и ее супруга Эрнста Августа, герцога фон Брауншвейг-Люнебург. В 1679 году он получил в наследство герцогство, а в 1692 году – титул курфюрста. Мать уделяла образованию Шарлотты большое внимание. Воспитание это было лишено серьезного конфессионального влияния, поскольку Софии Шарлотте отводилась важная роль в династических расчетах ее родителей. Так, ее мать ездила с ней, например, к французскому двору, с намерением выдать там е замуж. После того как планы соединить ее узами брака с высокопоставленным представителем католического правящего дома потерпели крушение, в 1684 г. в качестве жениха был найден реформат, бранденбургский курпринц Фридрих (с 1688 г – курфюрст Фридрих III). Принадлежавший к роду Гогенцоллернов принц хотя и не относился к верхушке европейской аристократии, но, как представитель курфюршеского дома, он показался родителям Софии Шарлотты, стремившимся получить статус курфюршества для Ганновера, подходящим кандидатом. 14 августа 1688 г., с рождением Фридриха Вильгельма I, София Шарлотта выполнила свое династическое предназначение подарить трону наследника, до того не удававшееся: первый ее ребенок умер почти сразу после рождения, а второй был мертворожденным. Примерно до 1700 г. курфюрстина неоднократно пыталась оказать политическое влияние в пользу Вельфов. Она способствовала свержению обер-президента Эберхарда фон Данкельмана в 1697 г., ее главным соперником в борьбе за благосклонность курфюрста, и который урезaл бюджет ее придворного жалования.
В меньшей степени ее финансовое положение подрывало начатое в 1695 году строительство ее летней резиденции Литценбург, позднее переименованной в Шарлоттенбург, с дорогостоящим парковым комплексом, поскольку она смогла внести из собственного состояния 10.000 рейхсталеров. Когда увеличились ее доходы, возросли и суммы на расширение постройки и внутреннее убранство дворца. Особым пиком ее жизни стало коронование на трон первой королевы Пруссии. После десятилетних стараний курфюрст Фридрих III выхлопотал в контракте от 16 ноября 1700 г. согласие кайзера Леопольда I на свою коронацию в той части Пруссии, которая не принадлежала рейху. Так семья курфюрста прибыла 29 декабря 1700 г. в Кёнигсберг. 15 января статус королевства было торжественно провозглашен герольдами во дворе замка, перед замком и перед ратушами трех тогда еще самостоятельных городов Альтштадта, Кнайпхофа и Лебенихта. Коронование состоялось 18 января 1701 года в Кёнигсбергском замке. Когда Фридрих вошел в зал аудиенций, ему была вручена корона, и он собственноручно возложил ее на себя. Тем самым он последовал примеру Карла XII, короля Швеции, который собственноручно короновал себя в 1697 году в Стокгольме. Вслед за этим теперь уже Фридрих I короновал cвою жену Софию Шарлотту. Затем последовало принесение присяги на верность, представителями различных сословий. В пурпуре, с короной и скипетром проследовали король и королева в торжественной процессии от замка к кафедральному собору Кёнигсберга. Богослужение во время коронации проводили совместно: реформат и придворный проповедник Урсинус фон Бэр и лютеранский придворный проповедник Бернард фон Занден. По такому торжественному случаю, они были произведены в епископы. Кульминацией коронации стало помазание лба и запястий королевской пары священнослужителями. Таким образом, проявилась связь с Просвещением и христианством. Затем последовали многообразные торжества для придворных и народа. 8 марта 1701 г. королевская чета вернулась в Берлин. После возвращения в Литценбург, где тем временем были произведены грандиозные расширения в связи с изменением ранга на королевский, София Шарлотта снова предалась собственным интересам. Зиму она коротала в Берлинском замке и поездках на карнавал в Ганновер. Там она внезапно умерла 1 февраля 1705 г. в результате осложнений после простуды. Ее последним пристанищем стал кафедральный собор в Берлине.
Насколько важной была Софии Шарлоттe для основания королевской династии Гогенцоллернов, выяснилось после ее ухода из жизни. Фридрих I превратил ее летнюю резиденцию Литценбург в династическое мемориальное строение: Шарлоттенбург отныне сослался на первую королеву Пруссии. В утверждении этой традиции участвовал и Фридрих II. Восхваляя придворный образ жизни Софии Шарлотты, ее интерес к театру, музыке и философии, он использовал ее имя для создания интеллектуальной генеалогии во французском духе.
IV. Заключение
Представленные выше факты свидетельствуют о том, что Вельфы оказали влияние и на историю Кёнигсберга. Обзорный характер доклада потребовал краткoй формы изложения.
© 2014 Андреас Хессе